Его работы наделены удивительной притягательной силой. В основе сюжетов - будничные мотивы: родной Левый берег, пейзажи окрестностей Ишимбая, люди, погруженные в раздумья, их мирный труд. Но захватывает не сам сюжет, а состояние эмоций. Это определяют приемы построения картины. Художник обращается к композиции, созданной на активной, образно насыщенной форме. Живописное пространство с сознательно смещенными планами, в котором он располагает фигуры и предметы, выразительно раскрывает содержание картины.
В представлении Юрия, творчество — это воплощение внутреннего мира художника-творца, сохранение верности себе. Он мыслит, и об этом говорят его произведения.
Ишимбай - родной город Юрия Варюхина. Здесь Юра учился, создал семью. В этом городе он утвердился как яркий самобытный художник со своим живописным стилем и почерком.
Юрий Варюхин - член Союза художников Башкортостана и Ассоциации художников Юга Башкортостана. Он не получил профессионального образования, но любовь к живописи и целеустремленность позволили ему преодолеть многие препятствия на пути к художественному мастерству. Профессиональному росту способствовало общение с друзьями-художниками Исмагилом Газизуллиным, Виктором Бивняевым, Камилем Губайдуллиным, которые стали его духовными наставниками и учителями. Хочется заметить, что взаимоотношения ишимбайских художников очень тесные, но при этом нет повторения тем и техники. Именно эти художники открыли для Юрия французских импрессионистов. Полотна Ван Гога, Сезанна, Матисса, Лотрека, Клода Моне способствовали формированию нового выразительного языка Юрия Варюхина. Впечатления и навыки органично легли на эмоциональную палитру художника, повлияв на его художественное мышление, создав неповторимый синтетический варюхинский стиль.
Картины Юрия Варюхина имеют какую-то магическую силу, притягивают души, приковывают внимание зрителя своей эмоциональностью, лиричностью.
Мир художника, его душа, его поэтическое отношение к миру, к природе складывались не сразу. Картины «Дорога в горы», «Застолье», «Портрет Гаврильникова», «Автопортрет», «Сеятель», «Осенний пейзаж», «Речные звезды», «Гроза над черемуховым цветом» - это только часть работ, которые создают глубокий поэтический образ мастера. Такие работы, как «Зеленый кувшин», «Ожидание», «Игра», «Детство», «Тень ласточки» поражают красочностью, поэтичностью повествования. Навеянные миром детства, таким далеким, родным, покрытым дымком забвения, но не ставшим от этого менее прекрасным. Наверное, поэтому в полотнах Юрия Варюхина навсегда поселялось ожидание праздника, радости, а вместе с тем и печали по ушедшему малому для каждого сердца миру, который продолжает жить в каждом из нас, как прекрасный далекий остров, и дарит самые лучшие минуты жизни.
Работа «Ожидание», которая выставлялась на персональной выставке Варюхина в Уфе, перекликаясь с рембрандтовской «Данаей» высветила неизведанные еще грани взаимоотношений мужчины и женщины.
Картины «3еленая корова», «Мужчина и женщина», «Мгновенья остановившегося дождя», «Пляж» вывели художника на новую ступень мастерства. В своих полотнах-исповедях он предельно откровенен. И эта ясная кристальная чистота, которая струится из каждого его холста, омывает нас своими свежими струями, дарит прохладу и покой.
Тонкий и пронзительный лирик, Варюхин постепенно подошел к освоению сложных жизненных тем, вечных вопросов бытия. «Изгнание из рая», «Голубая птица», «Мужчина и женщина» говорят о сложной духовной жизни художника.
И сегодня, анализируя творчество Юрия Варюхина, я вижу, что он утверждает свою культуру, созданную на основе собственного опыта, видения мира, не отражающего общепринятые нормы. Его творчество нередко сравнивают с примитивизмом. Но мне хочется ответить скептикам, что даже самое наивное искусство таит в себе высокую духовную и нравственную силу, ибо оно несет людям искренность и чистоту души, которые многие из нас потеряли.
Почти нет уголка в нашем городе, который бы не был отражен в творчестве художника. Его любовь к искусству, к истории, к своей малой родине вселяют в нас надежду, что мы, зрители и поклонники его таланта, сможем стать лучше, чище, одухотворёнее, черпая силы из этого животворящего родника варюхинской души»
Искусствовед Н. Тумаев