ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИШИМБАЙСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ

Ишимбайская картинная галерея основана в 1991 году по инициативе предпринимателя Зубарева Н. В.  и художника Кадырова Р. Р. в форме товарищества с ограниченной ответственностью «Дедал».

Основой для ее создания явилась художественная коллекция, составленная из двадцати произведений, приобретенных у тринадцати ишимбайских художников Отделом культуры администрации города Ишимбая. В 1992 году картины передали галерее «Дедал».

Позднее коллекция пополнилась еще двенадцатью произведениями этих авторов, которые они подарили галерее «Дедал». А в 1994 году, по обращению директора картинной галереи «Дедал» Кадырова Р. Р., Министерство культуры Республики Башкортостан приняло решение об открытии филиала Башкирского государственного музея имени М. В. Нестерова на базе существующей картинной галереи.

Первым заведующим филиалом стал член Союза Художников РФ Газизуллин Исмагил Курбанович. Статус филиала БГХМ им. М. В. Нестерова позволил Ишимбайской картинной галерее демонстрировать в своих залах произведения из запасников головного музея. Это предоставило возможность ишимбайскому зрителю познакомиться с богатой палитрой современной башкирской живописи.

Подведение итогов конкурса портрета и автопортрета «В стране моей души» и награждение победителей 06.2005 год.

Подведение итогов конкурса портрета и автопортрета «В стране моей души» и награждение победителей 06.2005 год.

С 2000 года по 2001 год – заведующим филиалом был Юмагузин Халил Мугатарович, усилиями которого в галерее был сделан капитальный ремонт, и она приняла современный вид.

Коллекция картинной галереи стала пополняться только при следующем заведующим филиалом – Кадыровой Елене Анатольевне, в 2004 году. Так, при её руководстве, фонды картинной галереи увеличились до 80 единиц хранения.  Галерея пополнилась экспонатами, приобретенными в результате проведенных конкурсов.

С 2005 года заведующим филиалом стал член Союза Художников РФ, Заслуженный художник России и Башкортостана, Лауреат Госпремии имени Салавата Юлаева – Кадыров Рафаэль Рашитович.

Кадыров Р. Р. Река жизни. Отражение. 1988 год. Холст. Масло. 140х110.

Кадыров Р. Р. Река жизни. Отражение. 1988 год. Холст. Масло. 140х110.

В 2006 году, после реорганизации музеев Башкортостана, Ишимбайская картинная галерея из филиала БГХМ им. М. В. Нестерова преобразована в муниципальное учреждение культуры и искусства.

Картинная галерея города Ишимбая в 2013 году получила Грант президента   Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства для реализации проекта - художественные выставки и вечера памяти «Учитель жив в учениках» (к 100-летию со дня рождения заслуженного работника культуры БАССР Павлова Ивана Михайловича, основателя школы изобразительного искусства города Ишимбая). В рамках проекта был осуществлен сбор информации о Павлове И. М. и его учениках, живущих на всей территории России, собрана выставка, которая была показана в городах Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, издан каталог «Учитель жив в учениках». Также проводились встречи с учащимися художественных школ, училищ, населением городов, мастер-классы художников.

Выставочные площади ишимбайской картинной галереи

Выставочные площади ишимбайской картинной галереи

В 2021 году коллекция картинной галереи насчитывает 172 единицы хранения основного фонда, среди которых живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Коллекция картин галереи, состоит, в основном, из работ ишимбайских художников и выходцев из города Ишимбая и отражает концепцию коллекционирования.

Приоритетное направление фондовой политики галереи – это создание полноценной картины развития изобразительного искусства в городе Ишимбае. Начиная с основоположника, Павлова Ивана Михайловича, и плеяды его талантливых учеников – Губайдуллина К. Г., Газизуллина И. К., Бивняева В. Я., Немчинова Г. П., Бухарова В. С. и др.  А также, художников, связавших свою трудовую и творческую деятельность с городом Ишимбай – Кадырова Р. Р., Шаймухаметова Ф. С., Мухаметдинова З. З. и др.  Поэтому коллекция изобразительного искусства Ишимбая разделена по временным периодам на: 1) 1960-80гг; 2) 1980-2000гг; 3) 2000-2020гг. В данный момент наиболее широко представлено искусство 1990-2010 годов, вследствие его доступности и творческой активности самих авторов, живущих в городе. 

Открытие выставки В. Софита, 2021.

Открытие выставки В. Софита, 2021.

Коротко о художниках, представленных в галерее. Павлов И. М., имеющий академическое художественное образование,  творил в русле соцреализма, существовавшего в советском изобразительном искусстве 60-90гг прошлого столетия («Черные лебеди», бум., кар., 47х41,1988г, «Ул кайтты», бум., акв., гуашь, сангина, 58х35, 1972г.) Его ученики получили  художественное образование в регионах с высоким уровнем обучения изобразительному искусству. Губайдуллин К. Г., Бивняев В. Я., Газизуллин И. К. – в Ташкенте, в стенах художественного училища им. П. Бенькова. Выпускники этого учебного заведения были наиболее близки к современным направлениям мирового искусства. Именно выпускники этого училища задали тон Ишимбайской школе живописи. К ним присоединились еще три художника – Немчинов Г. П., Шарыгин В. А. и Гребнев А. С., получившие блестящее образование в городе Казани, в художественном училище им. Н. И. Фешина.

Творчество этих талантливых художников 70-90гг прошлого века является своего рода «дальним неизвестным родственником» той живописи, которая на западе была общепризнанным течением искусства 20 века.

П. Фадеев. Волхвы.

П. Фадеев. Волхвы.

Газизуллин И. К.  в своем творчестве (живопись, акварель, офорт), избегая открытости сюжета, стремится к усложненности структуры композиции. Под его сильным влиянием начали создавать свои произведения художники Шарыгин В. А. и Варюхин  Ю. С. Несколько в ином русле работали Бивняев В. Я. и Губайдуллин К. Г., на тот момент творившие в Ташкенте, сразу после окончания училища. Если Бивняев, купаясь в ярком свете южного солнца, писал пейзажи в экспрессивной манере, создавая картины уютных уголков Узбекистана, то Губайдуллин творил, придавая своим произведениям глубоко философский смысл, постепенно отходя от живописи к графике (офорту).  В серии офортов Губайдуллин К. Г. отразил   масштабную историю ишимбайской нефти. А также, в то время, он остро обозначил тему экологии: следы бесконтрольной эксплуатации недр родной земли. Шарыгин В. А. в своем творчестве затрагивает наиболее остро воспринимаемый им социальный срез общества. Коробицын А. И., в своих живописных полотнах, продолжает реалистические традиции учителя Павлова И. М. 

Особую страницу коллекции открывает творчество художников Кадырова Р. Р., Шаймухаметова Ф. С., Мухаметдинова З. З., получивших художественное образование в Уфе и связавших свою судьбу с городом Ишимбай. Кадыров Р. Р., обладающий исключительной манерой отображать окружающий мир, предает ему символичность и вневременное звучание. Ярко национальная тематика в офортах и цветной линогравюре Шаймухаметова Ф. С. наиболее близка к примитивизму и декоративной стилизации. Натюрморты Мухаметдинова З. З. отличаются теплотой и наполненностью народного быта. Излюбленные восточные мотивы в акварельных миниатюрах Хусаинова Н. Б. придают особую оригинальность коллекции картинной галереи.

На открытии выставки в Ишимбайской картинной галерее

На открытии выставки в Ишимбайской картинной галерее

Коллекция Ишимбайской картинной галереи стала еще более привлекательным художественным объектом для ценителей искусства с пополнением коллекции произведениями художников, в том числе заслуженных и народных, из других регионов России.

Также галерея открывает «новые имена», предоставляя прекрасную возможность заявить о себе молодым талантливым авторам. Организовываются мастер-классы и встречи с интересными творческими людьми, регулярно участвует в Республиканских музейных акциях и выставочных проектах.

Время диктует новые формы работы – галерея проводит больше выездных выставок, работает на нескольких площадках одновременно, чтобы была возможность просмотра экспозиций у большего количества зрителей.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам